Руслан Колобов
Мы поговорили с владельцем Monster Coffee Русланом Колобовым о кофе, гостях и инвестициях. В свои 26 лет Руслан прошел путь от сотрудника банка и правозащитника до владельца уютной кофейни.
Как вы пришли к созданию собственной кофейни?
Во время учебы в институте устроился в Сoffeshop company. За 2 года научился справляться с техникой и готовить кофе. А после окончания вуза пошел работать менеджером по продажам в банк. Это был путь, полный боли и разочарования. Зарплаты едва хватало на «доширак» и аренду комнаты, где этот «доширак» можно было поесть.
После 6 месяцев работы решил, что впаривать людям страховки, постоянно недоговаривать по поводу цен и условий - не моё. Перевёлся в отдел по работе с рекламациями – думал, что буду помогать людям решать спорные ситуации. На самом деле полгода писал «отказы» на любые письма.
Уволился с мыслью «лучше машины мыть, чем быть частью такой организации». Один плюс: за время работы в банке подружился с правозащитником. Узнав о моём уходе, он позвал работать в общество по защите прав потребителей «Блок-Пост». Меня обучили юридическим тонкостям, и примерно через год я самостоятельно готовил иски и претензии к банку, в котором раньше работал. Практически жил на работе: днём принимал клиентов, вечером составлял исковые, утром сдавал исполнительные листы. Мне даже выделили комнату и поставили раскладной диван.
На работе встретил свою будущую жену Катю. Знакомые знакомых посоветовали обратиться ко мне, когда её атаковали коллекторы. Мы начали общаться и ходить на свидания, в том числе посещать кофейни.
Я думал, что кофе – это Starbucks, только заходящий на тот момент в Екатеринбург, Coffeshop Company и другие подобные заведения. Но у Кати было совсем другое представление о кофе.
Она показала мне одно место рядом с её домом. Там работали три человека, стояла старенькая кофемашина и была совершенно домашняя атмосфера. Бариста улыбался не потому, что у него так написано в инструкции, а потому, что он реально рад тебя видеть. Кофе там был совершенно иным, не похожим на золу, как в больших компаниях. Для меня стало откровением, что кофе — это не только зёрна, вода и иногда молоко, но ещё и мастерство, и оборудование, и дизайн, и отношение руководства. Так маленькая кофейня в спальном районе показала мне, что я ничего не понимаю в кофе. Мы заезжали туда каждое утро.
Так вышло, что организация «Блок-пост» закрылась. Решил пойти поработать в столярную мастерскую, «для души». Работать приходилось далеко от дома, уезжал засветло, без кофе. Через полгода такой жизни и очередной задержки зарплаты на два месяца решил, что душа душой, а кушать хочется, и уволился.
После этого мы с Катей пришли в любимую кофейню и ... разочаровались. Нам дважды попался бариста, который не здоровался, готовил отвратительно и выглядел крайне недовольным.
«Если хочешь сделать что-то хорошо - сделай это сам». Накидал примерный план в голове, посчитал риски и решил, что могу попробовать открыть своё дело. Поставил срок: если за два месяца кофейня никому не будет интересна, то закрою её, и пойду работать «на завод».
Задача многих – «сунуть кофе в руки и забрать деньги». Но жена предложила пойти другим путем. Таким же, как наша любимая кофейня - отдельный вход на первом этаже и площадь 10 квадратных метров, чтобы сделать уютное местечко. Мониторинг всех баз недвижимости результатов не дал. Решил поездить по районам, где хотел бы открыть кофейню. Увидел дом на Рощинской (прим. автора - речь идет о Екатеринбурге), в котором было много продуктовых магазинов. Один вход не использовался совсем, но тогда я решил, что скорее всего опоздал.
Эта дверь никак не выходила из головы, приехал туда снова через пару дней. Зашёл в соседний магазин, и продавщица сказала, что раньше это был их склад, но на данный момент там хлам. Директор вначале заявил, что никакой кофе им не интересен, у них Nescafé есть. Но продавщица встала на мою сторону. Через неделю мне позвонил директор и предложил сделку. Мы договорились, что арендуем 13 квадратных метров, приберёмся в подсобке и не будем шуметь. Наводя порядок, подружились с директором, и он дал добро на капитальный ремонт.
Какой у вас был бюджет на открытие кофейни?
Собственных денег не было, взял кредит на 200 тысяч в «Сбербанке». Сделали стойку, купили пару холодильников на Avito, арендовали кофемашину, купил кофе, сиропы, молоко, вёдра-стаканчики-стеллажи. Со всеми мелочами ушло около 100 тысяч. С ужасным ремонтом, как мне кажется сейчас, но людям понравилось. Радовались каждому, кто заходил к нам в кофейню.
Через два месяца я понял, что кредитные деньги кончились, но кофейня «завелась»!
У нас был ряд постоянных клиентов, и каждый день я видел кого-то нового. Жена начала наводить уют. Этот процесс бесконечный, его нельзя остановить: то стены перекрасит, то лаунж-зону придумает.
Каково быть владельцем кофейни? Опишите свой рабочий день.
Мой рабочий день можно разделить на два варианта. Первый – сам выхожу на работу в кофейню. Утром выполняю всё по чек-листу «включить свет, проверить сахар в клиентской зоне, проконтролировать наличие молока в достаточном количестве", и так далее. Я знаю большинство гостей лично. Знаю, кто в первый раз отправил дочь в садик и сидит волнуется, а кто рад тому, что новая магнитола подошла в джип. Мне интересны люди, которые приходят ко мне в гости и пьют мой кофе, чай или просто отдыхают.
Второй вариант – когда с гостями работает сотрудник. Появляется возможность съездить на базу продуктов, сходить на каппинг (профессиональная дегустация кофе), разобраться с бумажками, сделать заявки, найти новых поставщиков сладостей. Это необходимая рутина.
Как сейчас дела с кофейней? Как продвигаетесь?
Дела с кофейней сейчас отлично: запустили летнее меню, поставили уличные диванчики, докупили морозилку, два месяца назад приобрели собственную кофемашину. Не новая, но всё же своя.
Продвигаемся «сарафанным радио». У нас даже вывески полноценной до сих пор нет. Небольшой штендер-тренога, лист А4 на двери – это всё. Пару месяцев назад завели страницу в Instagram – @monsterrr_coffee.
Сколько гостей приходит к вам ежедневно?
В день приходят в гости от 25 до 50 человек. Средний чек в районе 150-200 рублей. «Маржа» у кофе очень хорошая, но мультимиллионером на одной точке не стать. Оборот в месяц выходит в районе 120-150 тысяч. Из них на 10 тысяч рублей кофе, ещё столько же - молоко, 6,5 тысяч аренда, 15 тысяч зарплата сотрудника, и 10-15 тысяч - сладости. Из оставшейся суммы плачу кредит.
Почему ходят именно к нам? Основной ответ - «нормально делай, нормально будет». Мы даём людям хороший комплексный продукт. У нас можно поболтать, выпить вкусный кофе, ещё и печенья с собой взять.
Нельзя делать что-то плохо даже в течение одного дня. Если за день сделаем 30 плохих напитков - на следующий день можно закрыться, так как новых клиентов мало, а я не хочу «сидеть на потоке», как кофейни в ТЦ.
Как гости чаще всего расплачиваются? Сколько затрат приходится на торговые операции?
70% гостей расплачивается картой. Торговый терминал раньше предоставлял Сбербанк, там же юридический счёт. У меня сейчас бесплатное ведение счёта, а за эквайринг банк брал 2,6% от операции. В среднем выходит около 2 тысяч в месяц. Недавно я узнал, что мой постоянный клиент Максим Борноволоков запустил сервис JoinPay в рамках которого есть услуга торгового эквайринга, и начал им пользоваться.
Лайфхак для предпринимателей: комиссия в JoinPay составляет всего 1,6% от оборота для кофеен. Если оборот кофейни по безналичному расчёту около 1 миллиона в год, то экономия за этот период получается минимум один процент, то есть 16 тысяч - целый месяц обеспечения кофе или молоком. Когда ты ИП, приходится экономить каждый рубль.
Как вы получили инвестиции? На что потратите?
Я никогда не задумывался о том, что есть люди, к которым ты приходишь с идей, а они не только похлопают тебя по плечу и пожелают удачи, но и захотят помочь. Инициатива исходила от того самого постоянного клиента Максима Борноволокова. Как-то мы заговорили с ним о том, что надо масштабироваться, и решили заняться этим вместе.
Намеченная нами сейчас цель – 10 точек до конца года, мы разрабатываем франчайзинговое предложение. Одна из ближайших задач - создать брендбук. Уже ведём переговоры по поводу открытия второй точки. Скоро запустим сайт, вместе с Максимом создаём товарный учёт.
В качестве спойлера: Максим и JoinPay «в полях» создают программное обеспечение для терминалов с учётом потребностей кофеен. Всё это соединим со смарт онлайн-кассой. И откроем передвижную кофейню, под которую уже купили Toyota bB. Ждите на улицах родного Екатеринбурга!