Онлайн касса

Удобная касса с эквайрингом и личным кабинетом

SoftPOS

Превратите ваш телефон в полноценную кассу

СБП

Платежи по QR коду в кассе и на сайте

Торговый эквайринг

Принимайте платежи по банковским картам

Интернет эквайринг

Платежи на вашем сайте, выставление ссылок

Никита Мартынюк

Коммерческий директор компании «Аэро-Трейд» Никита Мартынюк — о бургерах и ресторанной еде на борту самолета, востребованности у пассажиров магазинов duty free и часах, как самой частой покупке в воздухе.

Компания «Аэро-Трейд» предоставляет кейтеринговые услуги для AZUR air. Расскажите немного об этом авиаперевозчике.

Это один из самых больших чартерных перевозчиков в стране: по данным Росавиации AZUR air плотно закрепилась в рейтинге крупнейших российских авиакомпаний. Их первый полет состоялся в декабре 2014 года, с тех пор AZUR air выполняет рейсы по международным направлениям, закрывая потребности российских туроператоров.

В нынешний кризис компания трансформировала бизнес в сторону перелетов по России, раньше она таких услуг не оказывала. Сейчас летают в Хакассию и курортные направления, такие как Сочи, Анапа. Также они делали много вывозных рейсов по запросу Росавиации — это были южноамериканские страны, Вьетнам, Доминикана.

В чем заключается ваша деятельность и как вы сотрудничаете с AZUR air?

Бизнес «Аэро-Трейд» очень интересный, разнообразный и по-своему уникальный. Наша деятельность напрямую зависят от потребностей авиакомпании и запросов пассажиров. К примеру, мы более десяти лет сотрудничали с «Трансаэро» и предоставляли им огромный спектр услуг – от одноразовых подголовников, которые наши сотрудники прикрепляли к креслам перед полетом, до поставки питания напрямую из ресторана «Кафе Пушкинъ». Каждый день автомобиль, в кузове которого соблюдался определенный температурный режим, привозил блюда на склад «Аэро-Трейд», затем наши сотрудники делали документы на их таможенное оформление и доставляли питание, упакованное в специальное авиационное оборудование, до воздушного судна «Трансаэро».

С авиакомпанией AZUR air мы взаимодействуем по четырем направлениям. Первое – это наполнение мини-баров, куда входят воды, соки, алкоголь, закуски. Мы находим лучших поставщиков, закупаем товар и доставляем на борт самолета. Авиакомпания включает стоимость этих продуктов в билет бизнес-класса.

Второе направление – бортовая торговля. Это товары duty free, а также снеки, алкогольные напитки, бутерброды, сырные тарелки и так далее. Пассажир может приобрести все это за дополнительную плату, рассчитавшись прямо на борту либо наличными, либо банковской картой. Последнее стало возможным, благодаря сотрудничеству с JoinPAY.

Надо сказать, что мы постоянно обучаем бортпроводников и продавцов-консультантов магазинов, даем информацию о свойствах товаров, информацию по брендам. Ну и, конечно, стараемся мотивировать их на продажи. Бортпроводников на время рейса мы также считаем своими сотрудниками и выплачиваем им процент с продаж.

Третье направление – предварительный заказ товаров duty free с доставкой до пассажирского кресла. Если вы не любите приезжать в аэропорт заранее или не хотите ходить по магазинам с детьми и носить тяжелые сумки, вы можете заказать товары на нашем сайте и бортпроводник сразу после взлета вам их передаст. Причем обойдутся они вам на 5-10 % дешевле, чем в магазине беспошлинной торговли.

И последний сервис, который мы оказываем AZUR air – предварительный заказ питания из ресторанов с доставкой до пассажирского кресла.

Мне кажется, история с питанием на борту в последние годы стала сложнее и разнообразнее. Стандартные во всех авиакомпаниях вопросы «вам с курицей, мясом или рыбой» уходят в прошлое?

Здесь есть два ключевых момента. Существует правило Росавиации, которое обязывает авиакомпанию представлять питание на рейсах, длительностью свыше четырех часов. И там вопрос про курицу и рыбу будет звучать еще очень долго. На коротких же перелетах эта услуга остается на усмотрение перевозчиков и каждый из них реализует ее по-своему. Вы наверняка замечали, что цена билета по одному и тому же направлению у «Аэрофлота» выше, чем у тех же «Уральских авиалиний» или AZUR air. Это происходит потому, что национальный перевозчик по умолчанию включает дополнительные услуги такие как питание, индивидуальный набор аксессуаров для путешествия (тапочки, беруши, маска), в стоимость авиабилета.

Если вы хотите летать дешевле, надо быть готовым к тому, что питание не будет заложено в первоначальную стоимость, но вы сможете приобрести его отдельно. Так, например, устроено у EasyJet или Ryanair. Время показывает, что это удачная бизнес-модель, на подобную услугу есть устойчивый спрос.

Мне кажется, будущее – за свободой выбора услуг, которыми ты хочешь пользоваться во время полета. Это то, к чему я сам, как пассажир, мечтал бы прийти. Чтобы при покупке билета был некий калькулятор цен и я четко знал, что включено в стоимость билета и какой дополнительный сервис я могу получить. Мне кажется это честно и правильно.

Делали ли вы исследования, как трансформируется вкус еды на высоте?

Сами не делали, но мы ежегодно посещаем международные конференции и выставки, такие как World Travel Catering & Onboard Services Expo в Гамбурге, где эти вопросы живо обсуждаются.

Все крупные авиаперевозчики либо заказывают эксперементально-исследователские работы значимым ученым сообществам, либо создают свои лаборатории. У Singapore Airlines есть даже собственный симулятор салона самолета в аэропорту «Чанги», где профессиональные повара тестируют приготовленные блюда в максимально приближенных к полету условиях.

Вообще, ученые уже давно сошлись во мнении, что на большой высоте — начиная с десяти тысяч метров — вкусовые ощущения от еды меняются. Это происходит из-за низкого давления воздуха, недостаточной влажности и шума в салоне. При этом, что удивительно, человек прекрасно чувствует вкус острой, кислой и горькой пищи, но теряется восприимчивость к соленому и сладкому. Обоняние от пересушенного воздуха также притупляется, а оно играет ключевую роль в восприятии того, что мы едим. Поэтому шеф-повара и авиакомпании прибегают ко множеству хитростей: используют усилители вкуса, включают приятную музыку, чтобы снизить фоновый шум, выдают увлажняющие спреи для носа, подают блюда не в пластиковой посуде или касалетках, а на привычных нам тарелках с металлическими столовыми приборами.

Я давно и страстно увлекаюсь вином, поэтому всегда обращал повышенное внимание, какие алкогольные напитки подаются на бортах самолетов. Так вот, могу с уверенностью сказать, что вкус вина на высоте также воспринимается по-другому. И лучше выбирать напитки, которые содержат меньше кислот, но обладают ярко выраженными фруктовыми вкусами. Еще один важный совет: принимайте алкоголь в начале вашего пути над облаками, пока организм не «высох».

Насколько высокие требования к доставке «самолетной» еды?

Достаточно высокие. Прежде всего мы должны проверить в каком состоянии заказ доставлен до нашего склада, соблюден ли температурный режим в кузове автомобиля. При обнаружении нарушений мы лучше откажемся от этого заказа, нежели будем рисковать здоровьем пассажиров. Если это международный рейс, нам необходимо подать бумаги на затаможку блюд и провести питание через интроскоп службы безопасности, чтобы они убедились в отсутствии посторонних предметов. Только после этого еда в термо-оборудовании транспортируется на борт самолета.

Доставка блюд из ресторанов усложняется еще и тем, что еда должна быть расфасована в специализированную посуду. Также нужно учитывать, что авиапечь не способна разогнаться до тех же температур, что и ресторанная духовка. Из-за этого разогретое блюдо может менять свой вкус, и это надо учитывать при его создании. Кроме того, бортпроводник должен получить четкую инструкцию по сервировке. Бывает так, что каждый ингредиент надо греть отдельно при разной температуре и потом уже формировать единое блюдо.

У «Аэро-Трейд» девять магазинов duty free: восемь в аэропортах и один на железнодорожном вокзале. Расскажите про последний, я не знала, что такие услуги могут предоставляться для наземного транспорта.

Многие не знают. На самом деле этот магазин – первый в России! – наша самая большая гордость. Еще в 2012 году мы задумались о том, что классно было бы сделать duty free для пассажиров железной дороги. Начали смотреть все направления и поняли, что есть единственный подходящий маршрут: поезд «Аллегро», который курсирует между Санкт-Петербургом и Хельсинки. Отправляясь с Финляндского вокзала, он делает всего одну остановку – в Выборге со стороны Финлянии. Это соответствует основному правилу торговли duty free: человек, приобретя товар на границе с Россией не должен никуда выходить до прибытия в другую страну. Дальше нас ждал целый челлендж. Три года мы делали сопроводительные документы, писали письма в разные инстанции, прошли огонь и воду. Только после прямого указа Владимира Путина смогли реализовать этот проект, и действительно очень им гордимся. Мы были первопроходцами!

Еще одна хорошая новость для поклонников duty free – мы открыли магазин беспошлинной торговли в зоне прилета тюменского аэропорта «Рощино». Теперь у пассажиров есть возможность делать покупки, прибыв в место назначения.

Вам не кажется, что в последние годы люди стали реже заходить в магазины duty free?

Это действительно так. По статистике, только 35 – 40 % от общего числа пассажиров делают покупки в магазинах беспошлинной торговли. Тем не менее duty free и сейчас пользуются спросом. Да и мы постоянно совершенствуемся, перенимаем опыт у более крупных зарубежных игроков из Сингапуара, Южной Кореи, Китая, Европы.

В duty free по-прежнему продаются товары категории travel retail exclusive, которые невозможно найти на внутреннем рынке. Это и знаменитые алкогольные коктейли, разлитые в банки и сладости в интерактивной упаковке, которая легко прекращается в детскую игрушку. Кстати, кондитерские марки, порой делают больший объем в duty free, нежели на внутренних рынках. Так что игра стоит свеч. Также эксклюзивно для магазинов беспошлинной торговли выпускаются «миниатюры» – наборы, состоящие из хитов косметических и парфюмерных брендов в мини-формате.

Что касается парфюмерии, то сейчас есть большой спрос на нишевые ароматы, которые можно купить на внутреннем рынке только в фирменных бутиках. Многие из этих марок не хотят идти в крупные сети, но они рады попасть на полки магазинов беспошлинной торговли. И покупателю это удобно – он может ознакомиться с нишевой парфюмерией разных брендов в одном месте.

Какие товары из duty free пользуются наибольшим спросом на борту лайнера?

На удивление один из самых популярных товаров – часы. Вы могли заметить, что даже в бортовых каталогах им уделено очень много места. Казалось бы, это такой аксессуар, который нужно изучить, примерить. Но может именно свободное время в полете позволяет не торопясь это сделать. Кроме того, производитель как правило ставить цену в каталоге duty free ниже, чем на внутреннем рынке. Например, купив в самолете последнюю модель часов Hugo Boss, вы сэкономите 20- 40% от их «земной» стоимости. Да еще получите фирменную ручку в подарок.

Также на борту большим спросом пользуются алкоголь и «миниатюры». Отлично продается парфюмерия, хотя правила перелета запрещают ее разбрызгивать, чтобы послушать аромат. На ура идут компрессионные носки – особенно на долгих рейсах и, как ни странно, miami tattoos – временные татушки, которые продержатся весь отдых, а потом исчезнут. Когда мы формируем каталог бортовой торговли, то всегда стараемся найти какую-то интересную фишку, которая заставит человека подумать: «мне это нужно прямо сейчас!», или «это пригодится мне на отдыхе», или «о, это клевый подарок!». Как показывает практика – именно эти три импульса подталкивают человека к покупке и реально делают оборот.

Для расчета с покупателями вы активно пользуетесь сервисом JoinPAY. Как он помогает экономить и где применяется?

В магазинах на данный момент мы им не пользуемся, но в краткосрочной перспективе планируем внедрить новый продукт – систему быстрых платежей от JoinPAY, работающую по принципу моментальной оплаты с помощью сканирования QR-кода. Пока никто из операторов duty free не пришел к этому платежному решению, уверен, мы будем первыми.

Однако, вот уже год, как мы используем терминалы JoinPAY на бортах самолетов. До этого перепробовали сервисы разных банков, и всегда возникали проблемы с оплатой – транзакции оффлайн не проходили. Пассажиры нервничали, когда не могли расплатиться за покупку карточкой. Я озвучил эту проблему ребятам из JoinPAY, и буквально через неделю они доставили тестовый вариант терминала. Мы опробовали его на борту самолета, и конверсия по безналичным платежам сразу увеличилась более, чем на 30%, а в дальнейшем подросла до 50%.

В каком направлении компания планирует развиваться в ближайшем будущем? Я слышала про сотрудничество с Burger Heroes и Black Star Burger.

Да, мы заключили с ними контракт на предварительный заказ питания. Если вы планируете лететь AZUR air и зайдете к ним на сайт во вкладку «ресторан на борту», то вас перекинет на ресурс, где можно заказать любимую еду из ресторана Burger Heroes. Эта услуга будет действовать уже с 10 августа. Чуть позже мы добавим в перечень ресторанов Black Star Burger.

Как же хорошо надо простроить логистику, чтобы за несколько часов еда из ресторана попадала на борт самолета…

Все возможно, если подходить к вопросу системно. Компания «Аэро-Трейд» существует на рынке уже 30 лет и многие процессы у нас хорошо отлажены

Я уверен, что в сфере бортового питания необходимо стремиться к такой же бизнес-модели как у «Яндекс. Еды», Delivery Club и других служб доставки. Люди уже привыкли получать любые продукты из магазинов, рынков и ресторанов за пару часов. Так почему не поставлять им блюда из любимых ресторанов на борт самолета? Полет на большой железной птице, особенно на протяжении долгого времени – уже определенный стресс. И в наших силах сделать путешествие более комфортным, это то, к чему нужно стремиться. У «Аэро-Трейд» есть свой автопарк, закрыты вопросы с оформлением документов, так что в будущем я вижу наш сервис как некий аналог наземных служб доставки.

Пандемия сильно сказалась на бизнесе компании?

Да, нам приходится очень трудно. Мы остановили работу одними из первых, в середине марта, но, в отличие от аэропортов, авиаперевозчиков и магазинов, не попали в перечень компаний, которым помогло государство. К счастью, нам удалось сохранить больше половины персонала, и я хочу сказать оставшимся сотрудникам огромное спасибо. Специфика работы в магазинах duty free такова, что если я сегодня найму десять продавцов, то они смогут приступить к своим обязанностям в лучшем случае через два месяца, пройдя множество дополнительных согласований и подписаний. Так что быстро решить кадровый вопрос не получится. С первого августа нам разрешили открыть магазины в Москве, сохраняя все уровни предосторожностей, как и в любой точке розничной торговли на земле. AZUR air начнет выполнять свои регулярные чартерные рейсы в Турцию и другие курортные страны с 10 августа, мы очень ждем этого момента.

Если говорить о позитивном опыте, то в пандемию у нас появилась время, чтобы внимательно посмотреть на наш бизнес, где-то его трансформировать, что-то переосмыслить. Мы постарались в максимально короткие сроки сделать диджитал-истории с предварительным заказом питания, наконец-то снова запустили наш сайт. В дальнейшем планируем серьезно расширить спектр услуг, дать авиакомпаниям то, что не может дать ни один другой кейтеринговый оператор. Это то, на чем мы сейчас максимально сфокусированы.

Алексей Чудинов
Предыдущий

Алексей Чудинов

Международное агентство «Интерактив»
Марина Карандина
Далее

Марина Карандина

Компания «ПТП»