Марина Карандина

Марина Карандина

Мы поговорили с директором «Пассажирского транспортного предприятия» города Каменска-Уральского Мариной Карандиной о диджитализации, как способе эффективной конкуренции, о борьбе с фродом и железных «белых лебедях».

Вы пришли работать в компанию ПТП в начале 2016 года, и тогда она была на грани банкротства. Как дела обстоят сейчас?

Спустя четыре года мы вышли, скажем так, на определенное плато. Не все идет так гладко и хорошо, как хотелось бы, тем не менее мы устойчивы, даже с учетом пандемии, уверенно шагаем вперед и развиваемся. Последнее очень важно, потому что без развития невозможно строить планы, и видеть перспективы. В нашей отрасли очень сложно достичь каких-то заоблачных высот и успехов, но крепко стоять на ногах — вполне.

Во время пандемии был момент, когда подавляющее количество людей сидело дома, а автобусы ходили абсолютно пустыми. Как вы перестраивали работу, чтобы выжить в этой непростой ситуации?

Мы всеми силами экономили топливо и ушли на «разрыв» — выполняли рейсы только утром и вечером, вывозили и забирали людей с предприятий непрерывного цикла. Днем основная часть автопарка стояла, ходили буквально несколько автобусов для того, чтобы горожане совсем не остались без общественного транспорта. Наши водители, кондуктора с пониманием отнеслись к ситуации.

Государство как-то помогло?

Да, мы попали в перечень предприятий, которых государство поддержало. Все было сработано четко, быстро, мы были даже удивлены. Спасибо людям, которые занимались этим вопросом, благодаря им, мы ни на день не задержали сотрудникам заработную плату. Кроме того, компании был выдан небольшой кредит, который обещали списать, если мы сохраним не менее 80% персонала. Все эти средства у нас идут на погашение долгов по топливу.

Но! Четко сработал и Роспотребнадзор. Наказывают за малейшую неточность, штрафы выставляют огромные, неподъемные для нашего предприятия. Хотя исследования по всему миру показали, что общественный транспорт не является угрозой для распространения Covid-19.

Не так давно вы стали сотрудничать с компанией МСТ и оснащать автобусы терминами JoinPOS — они позволяют пассажиру оплатить проезд любым удобным ему способом. Курс на технологичность — не такая уж частая история в небольших городах. Почему вы начали двигаться в эту сторону?

Потому что даже в маленьком городе конкуренцию никто не отменял. Если мы будем предлагать более удобный сервис, простые и прозрачные способы оплаты проезда, то привлечем больше пассажиров. В Каменске-Уральском работает два официальных перевозчика и один, по сути, нелегальный, который на корню рубит экономику наших предприятий. Он ездит где хочет, как хочет, поэтому собирает самый большой пассажиропоток.

Это маршрутки?

Да. Маленькие грязные автобусы, которые снуют повсюду, ходят без всяких графиков. Они сами себе хозяева, поэтому конкурировать с ними сложно. Это наша боль, и бороться с этим явлением можно только хорошим сервисом. В этом нам помогает компания МСТ. Ребята предложили обкатать на нас свои транспортные IT-решения, и я, конечно, согласилась. Я вообще за любые новые идеи, которые будут полезны не только в текущий момент, но и в будущем.

Мы решили отказаться от катушечных билетов — они уже прошлый век, и перейти на оплату через терминалы JoinPOS и QR-коды. Функционал сервиса, предложенного МСТ, предельно понятен и удобен, а аналитика JoinPAY «Транспорт» позволяет нам отслеживать плотность пассажиропотока, анализировать его увеличение или снижение в зависимости от времени суток и даже сезонов.

Кроме того, сейчас разрабатывается новое приложение — электронный проездной билет. Через личный кабинет человек сможет управлять своей транспортной активностью: копить бонусы, списывать поездки, смотреть расписание движения автобусов и их маршруты.

У компаний, занимающихся перевозками пассажиров, есть такая проблема как внутренний фрод. Как вы с ней боритесь?

Под модным словом «фрод» скрывается банальное воровство. Оно на российских просторах, мне кажется, неискоренимо, менталитет что ли у наших людей такой, не знаю… С фродом бороться сложно, еще тяжелее его отслеживать. Но опять же терминалы нам в помощь. Там четко видно — сколько повторных, нулевых или не верных билетов было выдано. И можно понять, действительно ли это была ошибка терминала, либо кондуктор принудительно провел такую оплату. Каждый случай теперь можно внимательно рассматривать и анализировать.

Также у МСТ есть нейронная сеть, которая анализирует весь массив простых чисел (оплат проезда) и формирует отчет в личном кабинете об эффективности работы каждого кондуктора.

Еще одна ваша боль — тендеры, которые стали проводить с прошлого года.

Изначально мы очень надеялись, что они перевернут всю транспортную систему, выльются в некую реформу. Но все закончилось небольшими субсидиями для погашения процентов от убытков. По некоторым маршрутам, при наличии более одного участника, игрок вынужден опуститься в ноль. А это значит, субсидии не будет! Как бы то ни было, раньше мы и этого не имели…. Маршруты менять не стали, хотя я считаю, что и наша компания и город доросли до планки, когда нужно их пересмотреть. Многие градообразующие предприятия трансформируются, изменяется график работы людей, появляется все больше дополнительных учебных и спортивных центров — город развивается! Это все нужно учитывать.

Вы плотно взаимодействуете с местной администрацией?

Городские власти знают все наши болевые точки и стараются делать то, что в их силах. Но глобально перевернуть отрасль у них не получится. Случилось так, что муниципальное транспортное предприятие в Каменске-Уральском было обанкрочено. Все что могли, мы спасли и продолжаем работать для того, чтобы город не остался без общественного транспорта. Троллейбусное сообщение вообще не восстановить, это огромные деньги.

То, что сейчас транспорт отдан в частные руки, усложняет финансирование, администрация в полном объеме делать это не может. Так что остается либо тендер, который частично гасит какие-либо убытки, либо участие в проектах, вроде «Умного города». Если бы наше предприятие было муниципальным, это была бы совершенно другая история. За нами бы стояло Министерство транспорта, которое финансирует свои проекты.

Вы следите за новинками в сфере городских перевозок? Есть такой автобус, который вы мечтали бы заполучить в свой парк?

Я не буду говорить об иностранных производителях, их транспорт точно не для нашего города. Что касается российского автопрома, то в Татарстане производят неплохие автобусы «НефАЗ». Мы купили несколько, и очень довольны. Не скажу, что проблем совсем не было — они были. Но плюсов больше. Приятно смотреть, как белые, славные, просторные автобусы словно лебеди плывут по нашему городу. Есть, конечно, более дорогой транспорт, более модный — «Волжанин» и «ЛиАЗ» выпускают сейчас шикарные автобусы. Но ценовая категория там такова, что они для нашей компании пока абсолютно недостижимы.

Пассажиры часто становятся виновниками поломок автобуса?

Довольно часто. Если говорить по-доброму, то народ у нас очень любознательный и старается все разобрать, на все понажимать (смеется). Есть кнопка аварийного открывания дверей, которой постоянно балуются. А новые автобусы настолько продуманные, что они не двинутся с места, пока дверь плотно не закрыта. Прекрасно, если в салоне работает кондуктор и может следить за порядком. Но он предусмотрен не для всего нашего транспорта.

В компании, скорее всего, работают преимущественно мужчины. Как вы справляетесь с таким серьезным коллективом?

Да, наши сотрудники в основном мужчины. Это и водители, и большой штат ремонтников, которые должны оперативно устранять поломки, следить за технической исправностью автобусов. Они порой работают и в ночь, чтобы утром весь подвижной состав был готов к перевозке людей. Женщины — в основном кондукторы.

Я управляю только глобальными процессами. Непосредственно с людьми работают начальники колонн. Это здравомыслящие мужчины, которые со всеми находят общий язык, чувствуют проблемы лучше, чем я — женщина. У меня три «правых руки», которые очень помогают в работе. Они прекрасно разбираются с текущими задачами, выезжают на ДТП — руководители компании обязаны это делать.

На дорогах городов-миллионников все чаще стали появляться электробусы. Как скоро это веяние может дойти до Каменска-Уральского?

Таких автобусов в городе не будет до тех пор, пока транспорт не станет муниципальным. Частник никогда не осилит эту задачу, она требует очень серьезных вложений не только в автобусы, инфраструктуру, но и в специально обученный персонал.

Вообще очень хочется, чтобы наше правительство всерьез занялось пассажирским транспортом. Я регулярно получаю статистику в целом по стране, и она печальна. Из-за изношенности транспортных средств возникает большое количество ДТП, водители часто засыпают за рулем, потому что не выдерживаются нормы труда и отдыха. Особенно опасно, когда серьезные аварии случаются где-то за городом с межмуниципальным транспортом, который перевозит людей между населенными пунктами. Кроме того, сейчас большой дефицит водителей с категорией «Д» и это тоже большая проблема. Если правительство всерьез займется нашей отраслью, я думаю транспортные компании начнут развиваться и модернизироваться гораздо быстрее.