Транспортный проект для перевозчика города Каменска-Уральского

Крупнейший перевозчик города Каменска-Уральского запустил систему безналичной оплаты проезда. С сегодняшнего дня, на городских маршрутах 201, 2, 5, 12, 14 и 15 можно оплатить проезд любыми банковскими картами, а также устройствами, использующими технологии Apple Pay, Google Pay и Samsung Pay. Техническим партнером проекта выступила компания МСТ. При реализации данного проекта мы использовали собственные разработки: кроссплатформенное ПО для POS-терминалов JoinPOS, а также облачную ERP систему JoinPAY «Транспорт».

Задача

Основной задачей, стоявшей перед нашими специалистами, было внедрение системы безналичных платежей на общественном транспорте. Однако при разработке подобных проектов, возникает необходимость учитывать множество задач, связанных с текущей инфраструктурой транспортного предприятия. Таким образом, помимо безналичных платежей, перед нами стоял целый ряд задач:

Борьба с фродом. Фиксирование наличных и безналичных операций, а также наличие аналитического механизма для выявления фрода среди сотрудников - это один из ключевых методов борьбы для противодействия финансовому мошенничеству на транспорте. Внедрение такой системы позволяет повысить прибыль предприятия до 15%.

Автоматизация отчетной деятельности. Рано или поздно, все транспортные предприятия сталкиваются с ошибками в ведении отчетности. При этом человеческий фактор является основной причиной ошибок. Введение системы с автоматической выгрузкой отчетов позволяет предприятию полностью исключить человеческий фактор, а также сократить время на составление отчетности.

Учет проездных билетов. Не секрет, что эффективность использования простых бумажных проездных имеет крайне низкий показатель. Поэтому предприятию необходима была замена бумажных проездных билетов на пластиковые карты с технологией Mifare, которые помогают повысить как эффективность, так и поднять продажи. Еще одной важной задачей, поставленной перед нашими специалистами, являлось полное соответствие 290-ФЗ. Каждый билет, должен содержать все необходимые реквизиты, установленные постановлением правительства РФ от 14 февраля 2009 г. N 112 “Об утверждении правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом”.

Расширенная аналитика процессов. Предприятие нуждалось в расширенной аналитике, которая позволяла бы видеть структуру платежей в разрезе маршрутов, POS-терминалов, наличных и безналичных платежей, а также в разрезе сотрудников предприятия. Помимо платежей, у предприятия была необходимость глубокого анализа пассажиропотока для оптимизации маршрутов.

Реализация

Установка терминалов

Первым этапом внедрения нашего платежного решения была установка платежных терминалов в автобусы предприятия. Даже в те моменты, когда оборудование еще не было установлено, мы моделировали и прорабатывали возможные точки отказа, главной из которых оказалась автономность устройства. Большинство сертифицированных беспроводных терминалов имеют довольно скромную ёмкость аккумуляторной батареи, которая не позволяет проработать целую смену без подзарядки.

Поэтому нам было необходимо решение, позволяющее заряжать терминал прямо в салоне автобуса. Использование повербанков оказалось не самым дешевым решением, которое, к тому же, требует доработки конструкции чехла. Использование разъема прикуривателя у водителя автобуса крайне негативно сказывается на возможность оплаты картами. Поэтому мы приняли решение оснастить рабочее место кондуктора разъемом прикуривателя, через который будет происходить зарядка POS-терминала. Подходя к процессу основательно, мы позаботились и об удобстве использования терминала. После опроса сотрудников, а также собственных тестов, нами был разработан защитный чехол, который учитывает все нюансы работы на транспорте.

Программное обеспечение

После того, как подходящее оборудование было выбрано, пришло время для внедрения нашего программного обеспечения JoinPOS. Программное обеспечение JoinPOS работает на платежном терминале, обеспечивая все стандартные финансовые функции, такие как: оплата, отмена платежа, возврат, сверка итогов и т.д. Однако для данного проекта функционал JoinPOS был значительно расширен. Нами было внесено множество специализированных функций, которые необходимы для правильного функционирования системы платежей на общественном транспорте.

Выбор сотрудника (кондуктора). Каждый кондуктор предприятия в начале смены выбирает собственную учетную запись, тем самым "привязывая" к ней POS-терминал.

Выбор маршрута. После выбора учетной записи, кондуктор выбирает маршрут, на котором он будет работать в данную смену.

Возможность принимать наличные средства. Одна из самых важных функций для учета проданных билетов и составления полной картины транзакционного потока. При этом данная функция очень проста для кондуктора и не требует каких либо специализированных знаний. Для проведения наличной операции достаточно просто нажать одну клавишу на терминале, после чего на принтере распечатывается проездной билет.

Функция быстрой оплаты Faster Online. Данная функция особенно важна при большом пассажиропотоке. Суть заключается в том, что пассажиру достаточно всего лишь на одну секунду вставить карту в терминал (если он контактная), а все дальнейшие запросы происходят уже без наличия карты. Использование быстрой оплаты снижает общее время обслуживания пассажира, тем самым препятствует возникновению очередей.

Печать билетов. В тесном сотрудничестве с предприятием нами были разработаны два типа билетов: за наличный расчет и безналичный расчет. Каждый тип билета полностью соответствует законодательству и содержит всю необходимую информацию.

Отчет о поездке. После завершения каждого маршрута контролёр предприятия снимает из системного меню отчет о поездке. Данный отчет распечатывается на принтере терминала и показывает количество и сумму наличных и безналичных операций, а также серию и номер первого и последнего билетов, проданных на маршруте.

Полная переработка проездных билетов

Мы полностью переработали формат билетов за наличный и безналичный расчет. Теперь билет содержит все необходимые реквизиты, установленные постановлением правительства РФ от 14 февраля 2009 г. N 112 “Об утверждении правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом”. Кроме того, помимо основных полей, по запросу транспортной компании, нами была добавлена дополнительная информация. Таким образом, приняв новый формат билетов, предприятию удалось осуществить полный отказ от устаревших катушек с билетами, которые регулярно заказывались, и печатались типографским способом.

Внедрение системы аналитики и отчетности

Облачный кабинет JoinPAY «Транспорт» является аналитическим центром, который используется для получения и обработки информации. На странице предприятия добавляются сведения о всех маршрутах, сотрудниках и терминалах. При этом каждый объект, будь-то маршрут, сотрудник или терминал, имеет собственную страницу по которой, при необходимости, можно получить аналитический срез данных.

Таким образом, на странице маршрута имеется информация о выручке со срезом по годам и месяцам. Страница сотрудника показывает его эффективность в разрезе каждого месяца. А на странице терминала выводится подробная информация о самом терминале, его оборотам, количеству проведенных транзакций, а также список наличных и безналичных операций с возможностью поиска конкретной транзакции.

Для получения точной статистики по наличным и безналичным платежам в личном кабинете находится раздел Транзакции. Составление отчетов по транзакциям осуществляется с применением различных условий таких как: дата транзакции, модель терминала, маршрут, сумма, статус транзакции, ФИО сотрудника. После составления отчета все результаты сохраняются в формате .XLS (Excel). Используя накопленную статистику, транспортное предприятие получает полную информацию о транзакционном потоке предприятия.

Также JoinPAY «Транспорт» отслеживает текущее состояние POS-терминала и выводит его статус на страницу данного терминала. Условно говорят, если у терминала не будет ни одной операции за день, то он попадет в статус неактивных, а также уведомит ответственных сотрудников предприятия.

Вывод

Транспортное предприятие города Каменска-Уральского получило комплексное программно-аппаратное решение, которое позволяет принимать платежи на транспорте, оптимизировать внутренние процессы компании, получать полный объем данных относительно поступающих платежей, а также собирать большое количество аналитической информации.

Марина Анатольевна Карандина

Директор ООО "ПТП"

«Это был проект, к которому мы шли довольно продолжительное время. Однако в итоге, мы получили комплексную систему, которая не только решила все наши повседневные проблемы, но и дала хороший инструмент для анализа данных.»

Максим Леонидович Борноволоков

Директор ООО "МСТ Компани"

«Нам особенно интересно выполнять работы по нетиповым и достаточно сложным проектам. Данный проект для нас стал отправной точкой в части реализации единого стандарта решений для общественного транспорта.»