Полина Кайнова

Полина Кайнова

Интервью c цветочной феей Polio Flowers о воплощении мечты, «легком бизнесе» и планах по развитию. Промокод и бесплатный кофе при заказе букета для читателей JoinPAY в конце.

Блиц-опрос. Черное или белое?

Черное.

Что вы больше любите: дарить или принимать подарки?

Дарить подарки.

Кто должен платить в кафе, если парень пришел с девушкой: парень или пополам?

В кафе должен платить парень.

Какие ваши любимые цветы?

Лилии и амариллисы.

Полина, почему вы начали заниматься цветочным бизнесом? И чем занимались до этого?

Мне было 18 лет, когда я начала собирать цветы на праздники, это было в маленьком родном городе. Я самоучка, но постоянно что-то смотрю, мониторю, езжу на столичные мастер-классы. Одним словом, всегда повышаю свой уровень.

Помимо этого я поработала торговым представителем, менеджером в «Золотом яблоке», кредитным экспертом, секретарем. Успела многое попробовать. И потом решила заняться цветами снова. К ним меня всегда тянуло - это моя любовь и мечта.

И даже занимаясь основной работой, на 8 Марта я всегда подрабатывала в цветочном магазине.

Около 4 лет назад я устроилась в довольно крупную цветочную компанию, стала профессионально развиваться, проходить курсы, семинары, наработала клиентскую базу. Так я всерьез занялась флористикой.

Что нужно знать, чтобы стать флористом?

Важно иметь представление о колористике, группировке и постановке цветка. Нужно постоянно повышать свои навыки: посещать мастер-классы от известных флористов, вдохновляться работами других мастеров, ездить на семинары. Смотреть что сейчас в тренде, что пользуется спросом.

В основном мы выслушиваем пожелания клиента, и далее уже работаем в своем стиле. У нас авторские букеты. И те, кто нас знает, уже звонят и просят сделать «на свой вкус». Такое полное доверие от клиента очень важно.

Когда пришло понимание, что хотите построить цветочный бизнес, с чего начинали?

Когда я вышла в 18 лет на подработку, я подумала «а почему бы не сделать свой магазин?» Когда я работала на кого-то, я постоянно думала о том, как здорово иметь свой бизнес. И визуализировала собственное цветочное пространство.

Я представляла себе свой магазин в форме полусферы. Прозрачной, чтобы просматривалась со всех сторон.

Тогда я не учла, что нужна отдельная комната под хранение цветов и мастерскую. Хотя и по сей день меня посещают такие мысли - сделать в самом проходном месте цветочный магазин в форме полусферы. Годы шли, я постоянно представляла, каким должен быть мой магазин, что я хочу там видеть: какие должны быть букеты, витрина, флористический стол - все до мелочей.

История реализации началась полтора года назад. Не я одна делала вложения в бизнес, у меня есть инвестор. Потому что в одиночку не так просто построить цветочный магазин, который находится на первой линии от дороги, и сделать в нем качественный ремонт, который станет «лицом» бизнеса.

В Питере рынок изобилует цветочными магазинами. Когда мы искали помещение под салон, как-то нашли на одной остановке целых 5 цветочных точек - конкуренция очень высокая.

У меня была концепция, что магазин должен быть красивым и уютным. Чтобы нравилось клиентам находится внутри, чтобы они наслаждались пространством, чтобы за чашечкой кофе мы могли побеседовать и найти общие интересы. На все это нужны финансы.

Как вы пришли к открытию своего магазина?

Я работала 2 года в довольно известной компании, меня считали лучшим флористом, даже премию выплачивали по этому поводу. Я постоянно предлагала какие-то идеи, вдохновлялась работами из Москвы и привносила это в салон.

Среди моих цветочных фаворитов - Лэйси Берд (Москва), Рутс Москов, Бай Вай Фловерс .

Хозяйка салона была моей ровесницей, наша разница в возрасте - буквально пара месяцев. И я задавала себе вопрос - «а почему я не могу так?», «а чем я хуже?». Я тоже могу делать что-то красивое и руководить людьми, даже лучше.

Почему я решилась? Я поняла, что в том салоне для меня нет развития. А я неугомонный человек, мне хочется делать что-то новое, быть в движении. Как ты сделаешь что-то новое, если ты работаешь на кого-то?

Нужно сделать усилие над собой, чтобы выйти из зоны комфорта, когда у тебя стабильная зарплата, когда ты лучший сотрудник. Нашему бизнесу всего полгода, и до сих пор встречается много трудностей и подводных камней. Ошибки будут всегда и нужно смотреть на них как на опыт. Свой бизнес - это нелегко, особенно в условиях жесткой конкуренции: ты обязан быть в тренде, обязан придумывать каждый раз что-то новое, креативное.

Как найти инвестора в свой бизнес? Можете дать советы начинающим предпринимателям?

Если есть потенциал, хорошая идея и огромное желание, то инвестор найдет вас сам.

За полгода поступило 5 предложений инвестировать в мой бизнес, и эти люди были мне малознакомы. Предлагали совершенно разные суммы - может быть у меня на лбу было написано «помогите мне» (шучу). Помог мне близкий человек, и по сей день помогает. Важно понимать, с кем ты идешь в бизнес. Важно договариваться, предвидеть подводные камни и понимать, что хочет получить партнёр. У моего инвестора обычные требования: по максимуму быстро выйти в ноль и в хорошую прибыль, больше доходов, меньше расходов, отчетность. При этом у меня тоже есть условия: я не могу отдавать больше 30% прибыли.

Место мы искали около 5 дней. Важно было, чтобы помещение было на первой линии от дороги, в центре города и с большим окном. В итоге оно нашлось случайно, по объявлению. Мы сделали полный ремонт - от эскиза дизайнера до потолков, стен, пола. Получилось очень красиво и уютно.

Ваши представления о цветочном бизнесе на старте совпали с реальностью? Расскажите об ошибках.

На первоначальном этапе ошибки будут в любом случае, к этому надо быть готовым. Надо понимать, что не все подходят к работе так же ответственно, как ты. Например, нас очень сильно подвели с мебелью. Очень важно заключать договоры, работать по предоплате. Знать, сколько закупить товара, понимать свою целевую аудиторию и что ей нужно.

В любом случае вы будете терять деньги, это неизбежно.

Важен сервис, чтобы людей в магазине встречал приветливый ухоженный флорист. Не все знают, как общаться с покупателями, что хочет получить человек, когда заходит в цветочный салон.

Я начинала все с нуля, у меня не было вообще никаких наработок. Бывший работодатель заказывал цветы напрямую из Голландии. А мы сами искали местных поставщиков. Хотя позже пришли к тому, что заказываем напрямую, так быстрее и приятнее по стоимости. На ремонт ушло около миллиона, на сам бизнес полтора миллиона: закупки, декор и прочее.

Страхи - это нормально.

Сложно угадать, пойдет бизнес или не пойдет, придет кто-то или не придет. Это обычный страх на старте бизнеса.

Какой был самый первый заказ?

Первый заказ сделал мужчина, он заказал букет из 11 белых роз.

Как продвигаетесь? Какие инструменты работают?

Мы пробовали рекламировать магазин на радио, у блогеров, через листовки и таргет, использовали сарафанное радио. Брали в партнеры ближайшие магазины, салоны красоты, кофейни. Мы не размещались ни на билбордах, ни на ТВ. Самыми эффективными оказались сарафанное радио, корпоративные клиенты и инстаграм. Мы еще не пробовали контекстную рекламу, запустим ее позже.

Цветы или кофе - что важнее?

Мы специализируемся на цветах, но люди заходят также на кофе, мне кажется это отличное сочетание. Многие любят этот напиток, в том числе и я. Зерна приезжают из Эфиопии, Бразилии и Кении, кофе из них очень вкусный. Мы добавляем в него цветочные сиропы: из лаванды, из роз и из пионов.

Каковы особенности ваших букетов?

Наши букеты асимметричны, мы по-особому группируем цветы. Это есть в Москве, Санкт-Петербурге, даже в Южной Корее. Мы любим вывернутые розы, даже у кустовых роз выворачиваем лепесточки. Делаем букеты объемными, добавляем в композиции шишечки, мелкие детали. Благодаря этому композиция становится неповторимой. И, конечно, в наших букетах есть душа - мы делаем их с любовью, чтобы человеку понравилось и он ушел от нас с улыбкой.

Какой был самый необычный заказ?

У нас заказали 751 нежно-розовую розу и попросили доставить анонимно. Это была интересная история: девушка была не свободна, и нельзя было говорить от кого букет. Для доставки стольких роз даже пришлось нанимать “Газель”.

Расскажите об уловках или происках конкурентов.

Не могу сказать, что кто-то постоянно пытается насолить, но если даже такое случается, я спокойно реагирую на это. Иногда бывают случаи. Например, пишут с пустого аккаунта, просят доставку без предоплаты. А мы всегда говорим, что не работаем без предоплаты. Мы должны обезопасить себя и клиенту важно понимать, что букет забронируют именно за ним.

Тем более мы предоставляем различные способы оплаты: безналичный расчет, наличный, счет для юрлиц. Если человек за границей, мы используем paypal, и можно оплатить через сайт.

А еще недалеко от нас есть цветочный магазин с похожим названием. И владелица говорила, что мы взяли ее название и я все повторяю за ней. Но наш продукт отличается от других, у нас особый стиль, мы точно никого не копируем.

Мы как никто знаем о важности безналичных платежей. Скажите, а как вы познакомились с сервисом JoinPAY?

О JoinPAY я впервые услышала от своих знакомых, которые как я занимаются своим делом. Они были довольны сервисом, и рекомендовали его мне. Вообще надо сказать, что на практике, подключить безналичную оплату оказалось довольно просто. Само оформление заняло два дня, а на третий день мне уже установили терминал.

Но почему вы выбрали именно JoinPAY?

Прежде всего, мне понравились условия подключения. Небольшой процент комиссии по безналичным платежам, плюс возможность постепенной оплаты оборудования.

Как вы развиваете свое дело?

На праздники мы готовим масштабную фотосессию, будем снимать интересное видео о 14 февраля и 8 Марта. Готовим курс флористики - это занимает много сил и ресурсов, но очень хочется.

Делаем партию флаеров с акциями. Например, будет акция «25 роз по 2500 рублей». И «купи букет за 3000 и получи 5 макаронс в подарок». У нас всегда есть акции и программы лояльности - например, шестой кофе в подарок.

Мы хотим ввести в ассортимент букеты из сухоцветов, из стабилизированных роз, пионов и других цветов. Стабилизированные цветы выглядят как живые, но будут радовать дольше.

Чтобы мы представляли масштаб вашего бизнеса, расскажите какое количество букетов вы продаете?

Сейчас делаем 200-500 букетов в месяц. Это дает выручки около 900 тысяч. Инвестор забирает 10% от чистой прибыли.

Говорят, что флористика - легкий бизнес. Так ли это?

Кто говорит, что этот бизнес простой - пусть встанет в холодильную систему и поработает руками в ледяной воде, когда нужно обработать море цветов и перетаскать все коробки.

Со стороны всегда кажется, что бизнес легкий, что ты как бабочка порхаешь над цветами. Это не так. Нужно все грамотно продумывать, от помещения до ассортимента и акций. Не уступать тем же конкурентам, держать ухо востро. Каждый бизнес требует усилий и полного внимания.

Неправы те, кто считают флористику сезонным бизнесом. Каждый день у кого-то день рождения, свадьба, другие праздники.

Что вы можете посоветовать людям, которые хотят стать предпринимателями?

Хорошо подумать над тем, действительно ли вы хотите стать предпринимателем :) Шучу. Когда становишься предпринимателем - это большая разница с работой флористом, где ты мог творить, воплощать свои фантазии. Нужно научиться считать цифры и понять, что ты будешь жить на работе. Но если ты любишь свое дело, то это не будет помехой. И нужно иметь огромное терпение, потому что не сразу все получается. Многие, кто начинает цветочный бизнес, быстро прогорают. Но важно верить в свою мечту и идти напролом.

Давайте сделаем для читателей joinpay акцию - при заказе букета кофе в подарок.

Давайте! При покупке любого букета кофе в подарок. И 15% скидка на цветы по промокоду joinpay. Акция действует в течении февраля с понедельника по пятницу.